Алексей Николаевич Толстой

  • Подписчики: 225 подписчиков
  • ID: 11277907
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club11277907

Описание

ТолстойАлексей Николаевич [29.12.1882 (10.1.1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачев Саратовской области, — 23.2.1945, Москва], русский советский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1939). Отец Т. — граф Н. А. Толстой, мать — детская писательница А. Л. Востром, урождённая Тургенева. Детство на степном хуторе под Самарой, нравственный кодекс матери, её народолюбивые взгляды оказали воздействие на формирование личности Т. Учился в Петербургском технологическом институте (1901—07), участвовал в студенческих демонстрациях. В 1905 выступил со стихами; в 1907 опубликовал сборник стихов "Лирика", отмеченный подражанием символистам. В сборнике прозы "Сорочьи сказки" (1910) и книге стихов "За синими реками" (1911) обратился к разработке мотивов народного творчества. Известность Т. принесли реалистические рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства (цикл "Заволжье", 1909—11), а также примыкающие к ним романы "Чудаки" ("Две жизни", 1911) и "Хромой барин" (1912), высоко оцененные М. Горьким. В 1914—1916 как военный корреспондент газеты "Русские ведомости" Т. совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне ("На горе", 1915; "Прекрасная дама", 1916, и др.). В пьесе "Касатка" (1916), комедиях "Нечистая сила" (1916), "Мракобесы" (1917) и др. (всего за творческую жизнь Т. написал 42 пьесы) подвергнуты критике разные стороны жизни буржуазно-дворянской России. Октябрьскую революцию 1917 Т. сначала воспринял враждебно, в 1919 эмигрировал (Франция, потом Германия), но затем порвал с эмигрантскими кругами и в 1923 вернулся в СССР. Любовь к Родине, к русскому языку выразилась в поэтических картинах повести "Детство Никиты" (1919—20, отдельное издание 1922) — одном из наиболее гармоничных и цельных созданий Т. В творчестве 20-х и начале 30-х гг. получила развитие критика капитализма: рассказы "Чёрная пятница" (1924), "Союз пяти" (1925), сатирический роман "Похождения Невзорова, или Ибикус" (1924), научно-фантастический роман "Гиперболоид инженера Гарина" (1925—27). В романе "Чёрное золото" (1931, позднее под названием "Эмигранты") разоблачаются попытки империалистов задушить молодую Советскую республику. Осваивая тематику советской современности, Т. пишет научно-фантастический роман "Аэлита" (1922—23), рассказы "Голубые города" (1925), "Гадюка" (1928) и др. Осмысление единства судьбы личности и движения национальной истории составляет магистральную линию творчества Т., обретает новое содержание и размах в результате перехода писателя на позиции социалистического реализма. Потерянная и возвращенная Родина — внутренняя тема монументальной трилогии "Хождение по мукам" [Государственная премия СССР, 1943; романы "Сестры" (1922, новая редакция 1925), "Восемнадцатый год" (1927—28), "Хмурое утро" (1940—41)]. Писатель передаёт бурное движение эпохи, напряжённый драматизм социальной борьбы, раскрывая зависимость внутренней эволюции героев от грандиозных событий народной жизни. Герои трилогии — интеллигенты Даша, Катя, Телегин, Рощин — разными путями идут к приятию обновленной, социалистической Родины. К трилогии тематически примыкает повесть "Хлеб" (1937). Особенно значительное создание Т. — исторического роман "Петр Первый" (Государственная премия СССР. 1941; книга 1, 1929—30; книга 2, 1933—34; книга 3, неоконченная, 1944—45). Если в более ранних произведениях (рассказ "День Петра", 1918; пьеса "На дыбе", 1929) Т. показывал эпоху Петра 1 односторонне, то роман явился масштабной эпопеей о судьбах русской нации в один из переломных моментов её развития. Впечатляющие образы Петра 1 и др. героев, проникнутое патриотической гордостью изображение крепнущей мощи Рус